Советский дизайн

Ретроспективная выставка достижений советского дизайна, которая представит разработки для разных сфер жизни: мода, интерьеры, обустройство домашнего быта, детские игры, досуг и хобби, космос и точные производства, массовое индустриальное производство и машиностроение. На выставке будут раскрыты имена советских дизайнеров, таких как Александр Лаврентьев, Владимир Рунге, а также рассказано о знаменитых на весь мир предметах дизайна СССР (фотоаппарат Зенит, часы Ракета) и их авторах.

Без сомнений, дизайн в СCCР – был! Многочисленные свидетельства этому факту вы можете обнаружить в своих квартирах и на дачах. Это вещи, которые мы помним с детства и используем до сих пор. Часть из них стали культовыми предметами дизайна, приметами большой эпохи.  

Пришел момент с высоты нового времени и новым взглядом посмотреть на образцы советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды, чтобы увидеть в них не просто ретро-вещицы, а результат системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию.

Краткая хронология развития советского дизайна:

1950-е: в послевоенном СССР остро стоял вопрос модернизации индустриального производства. Дизайнеры должны были решать задачи быстрого, экономичного и массового изготовления товаров, исходя из возможностей и потребностей фабрик и заводов, а не конечного потребителя.

1960-е: дизайн становится частью государственной политики. Создается система художественно-конструкторских организаций во главе с Институтом технической эстетики – ВНИИТЭ. Ведется активная научно-исследовательская работа. Вводится государственная аттестация товаров на «Знак качества». Товары массового потребления становятся более доступными.

1970-е: Советский Союз наращивает экспорт своей продукции. На эти годы пришелся взлет мировой «карьеры» фотоаппаратов «Зенит», часов «Слава», «Полет», «Ракета», холодильников ЗИЛ, автомобилей «Москвич». Множество инновационных дизайн-разработок остаются нереализованными.

1980-е: дизайнеры переходят от проектирования единичных предметов к созданию сложных систем (метод дизайн-программ). Уникальный проект оформления Олимпийских Игр – комплексные решения среды и визуальных коммуникаций, разработанные командами отечественных дизайнеров. В 1987 году создается Союз дизайнеров СССР.

Советская система проектирования и производства распалась в 1990-е вместе с Советским Союзом.

БЫЛ ЛИ ДИЗАЙН В СССР МАССОВЫМ ЯВЛЕНИЕМ?

Автор статьи - Николай Васильев 

В послевоенное время пределом мечтаний советского служащего или рабочего была квартира в многоэтажном доме на одной из главных улиц. Мебель в свободной продаже встречалась редко, проще было купить или даже подобрать на свалке антикварную. А служебные квартиры, даже в знаменитом Доме на набережной, были оборудованы служебной мебелью, остававшейся на месте даже со сменой жильца квартиры. Бытовой техники тоже не было в свободной продаже, поэтому в престижной высотке на площади Восстания все оборудование кухни было заранее встроено.

Однако к концу 1950-х годов миллионы людей въезжают в новые квартиры, куда немногочисленные и громоздкие предметы старого быта просто не помещаются, что только подстегивает спрос на новую мебель и бытовые приборы. И здесь покупатель постепенно становится придирчивым[1]. Тяжеловесное ар-деко ламповых радиоприборов сменяется элегантным модернизмом, и что интересно, далеко не столь лапидарно трактованным, как в архитектуре.

К минимализму в духе Браун-стиля наши дизайнеры придут в 1970-е, а рубеж 1960-х - это оживленные поиски новой эстетики специалистов из ВНИИТЭ - института технической эстетики (термин «дизайн» до рубежа 1970-х считался буржуазным и не употреблялся применительно к СССР). Крупные бытовые приборы, к примеру холодильники, почти сразу занимают место в модульной компактной кухне - уже второй выпуск «ЗИЛов» был сделан с учетом требуемых 60 см стандартной ширины, и дизайнерам остается работа с оформлением дверцы, ручки и типографики эмблем. Казалось бы, системный подход должен был лишь способствовать развитию дизайна, однако на практике он больше мешал, чем помогал. Стремление к типизации резко ограничивало возможности для творчества, ведь повестку дня определяла технократичная модернистская максима. Целью стало изобрести единственную идеальную форму для функции, а после того как она была воплощена, дизайнеру и архитектору становилось нечего делать.

Мелкие приборы, особенно портативные радиоприемники, электробритвы и т.п., дают больше свободы деятельности дизайнерам, которые стараются их вписать не только в параллелепипеды, но и используют более элегантные трапециевидные силуэты, так похожие на малые архитектурные формы хрущевского модернизма - киоски и автобусные остановки со скатной кровлей «галочкой» и т.п. Эволюция предпочитаемых форм здесь такая: рубеж 1950-х - трапеции, вторая половина 1960-х - формы со скругленными углами, середина 1970-х - параллелепипеды с острыми гранями.

С уменьшением высоты потолков корпусная мебель тоже стремительно теряет в высоте, так же как и архитектурное пространство; те же тенденции намечаются и в моде: укорачиваются юбки и прически (конечно, по своим причинам). Массив натурального дерева заменяется ДСП (панелями из прессованной стружки), резной декор и металлические накладки - гладкими лакированными дверцами, цветочные орнаменты - строгой геометрией, напоминающей абстрактные формы 1920-х годов. Силуэты стульев и кресел радикально облегчаются, хотя дерево по-прежнему преобладает. В общественных интерьерах появляются металл и пластик, становится виден несущий каркас из труб, а силуэты сидений становятся обратно-коническими и трапециевидными.

Плоскости стен трактуются часто как глухие поверхности, покрытые монументальной живописью (здесь важное отличие от западного модернизма), окна становятся стеклянными стенами. Образцом нового подхода стал Дворец пионеров на Ленинских горах (архитекторы В.С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф.А. Новиков, И.А. Покровский, М.Н. Хажакян, 1959-1963), выполненный командой молодых архитекторов при участии десятков художников-монументалистов.

Характерно, что комплексных представлений об архитектурной среде тех лет немного, как и публикаций целостных интерьеров. Создание таких интерьеров было крайне трудно, и для этого требовался огромный энтузиазм. Журнал «Архитектура СССР» уделяет внимание крупным формам и изредка общественным зонам, «Декоративное искусство» - работам художников-монументалистов и прикладников, «Техническая эстетика» - скорее аспектам эргономики, но не стиля. Одним из ключевых достижений стала совместная работа архитекторов и дизайнеров при проектировании встроенной мебели для малогабаритных квартир. Ю.В. Случевский разработал систему модульной корпусной мебели, показанную на первой мебельной выставке 1956 года, комплект резко выделялся на фоне других образцов отечественной продукции. В конце того же десятилетия дизайнер разработал мебель для всем известных «хрущевок», а для ликвидации отставания от Запада в 1962 году был создан Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели.

Лишь в немногих кинофильмах мелькают образцовые интерьеры, к примеру в лентах «Последний жулик» (В. Масс, Я. Эбнер, 1966) или «Любовь человека» (С. Герасимов, 1972). Целостная концепция предметного дизайна, мебели и интерьера в СССР прослеживается только постфактум и чаще вроде описания «сильных» позиций монументальной живописи и прикладного искусства в СССР.

В журнальных публикациях примеры мебели остаются в русле восточно- и североевропейского дизайна, на который ориентировались дизайнеры Польши, Чехословакии и других стран, экспортировавших в СССР мебель и посуду, пользовавшуюся большой популярностью.

Если скандинавский дизайн ориентировался в первую очередь на массовое производство, высокую рентабельность и сильную школу социальной архитектуры, то в СССР основная драма дизайна интерьера (реального, а не выставочного) заключалась в отсутствии проектировщика среды - если не считать таковым дизайнера отдельных предметов мебели, встроенной в кухню малогабаритной квартиры.

Синтез проектных искусств на практике воплощался в относительном насыщении общественных пространств произведениями монументального и декоративного искусства. Частный же интерьер оставался уделом жильца и обустраивался сообразно его вкусу, экономическим возможностям и организаци

[1] Появление дефицита вопреки распространенному мнению объясняется возросшими доходами граждан при сохранении абсолютного количества доступных предметов потребления, т.е. выросшим спросом, а не бедностью.


МЕБЕЛЬ

Становление мебельного дизайна и мебельной промышленности в Советском Союзе началось только с конца 1950-х годов. Установка на борьбу с архитектурными излишествами привела к активному развитию типового строительства. Громоздкая довоенная мебель не помещалась в крохотные квартиры “хрущевок”, нужна была новая мебель - легкая, компактная и простая по форме.

Эту задачу централизовано решал созданный в 1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Институт объединял всю отрасль, определял стандарты продукции, идущей в производство.

Для малогабаритных квартир требовалась своя методология проектирования жилой среды. Главным достижением того времени стала разработка принципа модульного конструирования мебели. С экспериментами в этой области связано имя Юрия Случевского – одного из самых значительных советских мебельных дизайнеров. Помимо массового производства в СССР была развита практика изготовления мебели на заказ, которой пользовалась партийная номенклатура и советская элита.

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Чтобы преодолеть экономическое отставание, многие модели бытовой техники 1950-х годов создавались путем прямого копирования или доработки западных аналогов, но уже к концу 60-х годов большинство из них было заменено самостоятельными разработками.

Бытовые приборы, выпущенные в 1960-е годы, подобно интерьерам малогабаритных квартир, для которых они предназначались, обладали своим неповторимым «характером» – пропорциями, материалами, графикой логотипов и даже названиями: холодильник «ЗиС-Москва», стиральная машина «Рига-60», пылесосы «Чайка», «Ракета» и «Сатурн» и т.п. Их дизайн прошел большой путь от аэрокосмического стиля 1930-1950-х до своеобразного геометрического модернизма 1960-70-х, который существенно отличался от европейских образцов, к примеру, фирм «Браун» и "Оливетти".

Холодильник «ЗИЛ-Москва» стал символом «вечной» бытовой техники. В 1970-е годы ЗИЛ разрабатывает новые перспективные модели, заказывая дизайн как советским дизайнерам из ВНИИТЭ, так и знаменитому американскому бюро Рэймонда Лоуи. Несмотря на то, что мелкосерийные образцы и прототипы были отмечены премиями, они так и не были внедрены в крупносерийное производство.


КОСМОС

Запуск первого искусственного спутника земли, первый полет человека в космос и другие успехи СССР в области космических технологий повлияли на образно-тематическое решение объектов промышленного и графического дизайна, создавая моду на обтекаемую форму и блестящие металлические поверхности бытовой техники и декоративных сувениров конца 50-х - начала 60-х гг. Ярким примером этой тенденции может служить "космический" дизайн пылесосов "Ракета", "Сатурн", "Чайка".

Кроме того, заводы, работавшие для военной и космической промышленности, выпускали на основе этих технологий и товары народного потребления, отличавшиеся высоким качеством и долговечностью.

Комплекс ТВ-аппаратуры "Енисей", cозданный на Красногорском механическом заводе, позволил в 1959 году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны. По официальной почте советских космонавтов сотрудникам завода не раз объявлялась благодарность за высокое качество их фототехники, не подводившей даже в самых непредсказуемых условиях.

Петродворцовый часовой завод выпускал часы с уникальным механизмом "Ракета" не только для массового производства, но и создавал специальные модели для летчиков, подводников, полярников и космонавтов.

ФОТОТЕХНИКА

Волна массовой фотографии в СССР пришлась на послевоенное время, она стала возможной не только из-за общей либерализации общества, но и благодаря доступности фототехники. Первые послевоенные производства ориентировались на вывезенные из Германии технологические линии и соответствующий дизайн. Уже после триумфа советской фототехники на Экспо-58 в Брюсселе расцветают собственные разработки. Стремительно завоевав внутренний рынок, они стали и одной из ведущих отраслей экспорта. Как и японские производители, ведущие заводы - КМЗ и ЛОМО - сделали ставку на доступные модели, ставшие, в отличие от профессиональных, полем работы дизайнеров. «Любитель-166» была не только самой массовой, но и одной из самых стильных двухобъективных камер, а «Смена-8М» открыла фотографию миллионам школьников СССР. «ЛОМО-компакт» стал родоначальником целого жанра – ломографии. Красногорский завод с начала 1960-х оставался верен своей строгой модернисткой концепции формы, узнаваемой во всем мире, а «Зенит-Е» стал вершиной этой геометричной и функциональной эстетики.

АВТОДИЗАЙН

Автомобиль во времена СССР был поистине роскошью. Спрос даже на обычные легковушки был колоссальный. Люди проводили многие годы в очередях, чтобы приобрести желанное средство передвижения, поскольку промышленность была не в состоянии обеспечить всех, не говоря уже об удовлетворении эстетических запросов населения.

У нелегкой ситуации, в которой существовал отечественный автопром в советские годы, есть свои объективные причины. Дизайн в СССР не мог развиваться на мировом уровне из-за планового хозяйства, отсутствия конкуренции, минимизации типажей любых изделий (не только автомобильных), отсутствия потребности в регулярном обновлении модельного ряда - все это тормозило развитие автомобильной промышленности на многие годы.
Несмотря на успех разработанной В. Самойловым и А. Липгартом в 1940-х годах «Победы», почти вся автопромышленность СССР ориентировалась на западный дизайн. Не все марки и классы автомобилей (что в СССР практически означало разные заводы и, соответственно, дизайн-бюро) отличались новаторством. Наиболее передовые разработки касались внедорожников по причине их военного применения (знаменитая «Нива» - машина из этого ряда) и автомобилей среднего класса. Если «Волга» и «Жигули» эволюционировали по пути часто тождественному западному, то конструкторы «Москвичей» почти сразу ориентируются на отечественные идеи. Лишь к 1960-м годам советские автоконструкторы отходят от подражаний западной моды, ориентируясь на оригинальные разработки. Эти годы стали периодом творческой свободы и интенсивных поисков для многих конструкторов и дизайнеров. Среди них самым громким именем был Ю. Долматовский, чьи разработки, включая и знаменитое такси ВНИИТЭ, так и не попали в производство. Но к 1980-м годам большинство заводов опять возвращается к заимствованиям и стилизациям.


ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ

Тенденции мировой моды стали проникать в СССР вместе с Международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года и показом коллекции Кристиан Диор 1959 года. Внутри страны главные разработки в дизайне одежды создаются модельерами ОДМО - Общесоюзного дома моделей одежды, в экспериментальном цехе которого придумывают коллекции, предназначенные исключительно для зарубежных показов. Так появляются в мировой модной индустрии имена советских модельеров - В. Зайцева, Л. Телегиной, Т. Осмеркиной и других.
 
В то же время дизайн одежды для массового потребителя значительно отстает от европейских тенденций. Все самые интересные предметы одежды кроились и шились в индивидуальном порядке или сотрудниками спец-ателье, или частными портными, имена которых в большинстве так и остались неизвестны. В условиях дефицита изделий легкой текстильной промышленности базовые навыки шитья и вязания были практически обязательными для каждой советской женщины. В каждом доме коллекционировались листочки-вкладыши с выкройками моделей и схемами для вязания из советских и зарубежных журналов мод, а также из популярных в то время изданий «Работница» и «Крестьянка». Неповторимые рукодельные вещи наших мам и бабушек смотрятся и сегодня удивительно актуально.


ПОРТАТИВНЫЕ ПРИБОРЫ

Заграничный туризм в СССР был экзотикой, но внутренний стремительно развивался. Это отразилось не только на дешевизне авиа- и ж/д билетов, массовом выпуске путеводителей и льготном распределении турпутёвок профсоюзами, но и в целом пласте созданных для досуга портативных бытовых приборов. Пожалуй, самый необычный из них – электрогитара «Турист-1», выпущенная ограниченной серией в 1970-е годы. Этот инструмент можно было использовать в глухом лесу, в него были встроены звукоусилитель и громкоговорители.

Из других предметов, посвященных досугу советского человека, можно выделить крошечный радиоприёмник «Эра», микро- и полуформатные фотоаппараты «Нарцисс» и «Чайка», магнитные шахматы и, конечно, складные стаканчики. Кипятильник в стакане был также неотъемлемым атрибутом советского быта, он использовался и в дороге и, к примеру, в общежитиях.

Поддержанию аккуратного внешнего вида в деловых поездках были посвящены такие прозаичные, но не лишённые остроумия предметы, как механическая бритва «Спутник-3», дорожные электроутюги, складные вешалки-щетки. Поклонникам отдыха на природе предназначены были рюкзаки «Ермак», лодочные моторы и байдарки.

ЮРИЙ СОЛОВЬЕВ
1920-2013
Выдающийся советский и российский дизайнер. В 1945 году создал первую в СССР специализированную проектную организацию в сфере промышленного дизайна Архитектурно-художественное бюро, где им были разработаны дизайн-проекты пассажирских речных судов, железнодорожных вагонов, нового поколения московских троллейбусов, а также дизайн первого атомного ледокола «Ленин» и первой атомной подводной лодки. В 1957 году С. проектирует дизайн официальных яхт Советского Союза. В 1962 году по инициативе Соловьева было создано ВНИИТЭ (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) с филиалами в крупнейших городах страны — головное научное и проектное учреждение страны, долгие годы определявшее политику отечественного дизайна. С. возглавлял его в течении 25 лет, одновременно будучи главным редактором журнала «Техническая эстетика», ставшего источником новаторских идей в российской дизайнерской деятельности.
В 1967 году дизайнерское сообщество страны учредило Союз дизайнеров СССР, избрав Соловьева президентом, в 1977—1980 годах — избран Президентом Международного совета организаций по промышленному дизайну (ИКСИД).

ВЛАДИМИР РУНГЕ 
Родился в 1937
Дизайнер, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Российской Федерации, член Российской академии естественных наук, кандидат искусствоведения, профессор Гуманитарно-прикладного института МЭИ (ТУ), вице-президент Международной ассоциации «Союз дизайнеров», автор более 100 публикаций и практических работ, один из основоположников отечественного направления формообразования оптико-механической и оптико-электронной продукции. Среди написанных им лично и в соавторстве учебных пособий: «Основы теории и методологии дизайна», «Эргономика и оборудование интерьера», «Эргономика в дизайне среды», «Феномен проектной культуры XX века» и др.
Лауреат Российского национального приза в области дизайна «Виктория» и «Золотой Пушкинской медали» (номинация «Архитектура и дизайн»), награждён почётным знаком «За заслуги в развитии дизайна».

ИГОРЬ ЗАЙЦЕВ
Родился в 1939 году
Главный дизайнер АЗЛК в 1974—1987 гг., вице-президент Союза дизайнеров Москвы, руководитель студии «Диалог-дизайн».
Работал инженером-конструктором на автозаводе АЗЛК (1962-1967 гг.), ведущим дизайнером в Научно-исследовательском институте авиационной технологии (1967-1971 гг.), с 1971 г. - начальник конструкторского бюро автомобильной фирмы Москвич; затем главный дизайнер фирмы. 1984-1985 гг. - стажировка в дизайн-центрах французских фирм " " и "......". Секретарь правления (с 1987 г.), председатель правления Союза дизайнеров СССР (с 1990 г.). В настоящее время практикующий дизайнер (собственная студия "Диалог-дизайн"), президент Международной общественной ассоциации "Союз дизайнеров" (Москва)

МАРК КОНИК
Родился в 1938 году
Член Союза художников СССР (1963). В 1964—1991 руководил мастерской средового дизайна в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (так называемая Сенежская студия).Разработал оригинальные авторские курсы «Основы композиции» и «Основы колористики». Обобщил опыт своей работы в ряде публикаций в отечественной (журнал «Декоративное искусство СССР») и зарубежной периодике, а также в книге «Архив одной мастерской (Сенежская студия)» Выступал также как художник кино в фильмах Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги» (1966), «Туфли с золотыми пряжками» (1976), «Двое под одним зонтом» (1983), «Сезон чудес» (1985);

ДМИТРИЙ АРЗИКАН
Родился в 1934 году Кандидат искусствоведения. Бывший заведующий Сектором перспективного дизайна и разработки дизайн-программ ВНИИТЭ. Обладатель премии Международного конкурса офисной мебели(Испании, 1900 г., система «Фурнитроникс»); премии Международного конкурса дизайна городской среды(Япония, проект «Летающий сад»). Приглашен стать одним из координаторов Интерьердизайна «Жизнь с водой» (Такаоке, Япония). Персональная выставка с Татьяной Самойловой в галерее AXIS в Ропонге. В начале девяностых переехал в США.

ЮРИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ
1913-1999
Советский журналист, писатель, художник, основоположник советской школы автодизайна, автор оригинальных концептуальных проектов автомобилей, один из создателей классической концепции легкового автомобиля вагонной компоновки. Проиллюстрировал множество книг, одна из которых «Коллекция мистера Туманова» Наума Лапковского, позже всерьез занялся литературной деятельностью - как автор научно-популярных книг об автомобилях и автодизайне.

МИРОН ЛУКЬЯНОВ
1936-2007
1960 Окончил мастерскую плаката Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. В 60-е годы много работал в киноплакате.
С начала 70-х годов занимается главным образом общественно-политическим плакатом, сотрудничает в издательствах «Изобразительное искусство» и «Плакат». Участник республиканских, всесоюзных международных выставок. С 1968 Член Союза художников СССР. Основные произведения: «Пылающий остров» (1962), «Москва моя, сияй всегда, ты символ мира и труда!» (1972), «Молодежь, в текстильную промышленность» (1973), «Пусть будут счастливы все дети!» (1973), «Загрязнение рек, озер, океана грозит гибелью всего живого» (1974), триптих «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» (1975), «Славь страну трудом своим!» (1976), «12 апреля 1961» (1976), «Слава первопроходцам космоса» (1977), «Все работы в поле — под Знаком качества» (1978), «Ленин. Октябрь» (1979), «Слава советским морякам» (1979).
1993 Заслуженный деятель искусств Российской федерации.

АДАМ ДАМСКИЙ
1906-1988
Кандидат архитектуры, инженер, художник-дизайнер, участник Великой Отечественной войны. В 1929 г. окончил ф-т обработки дерева и металла Вхутемаса. С 1939 г. По 1941 г. работал в Управлении строительства Дворца Советов. С 1943 г. По 1949 г. работал в Метрострое. С 1949 г. По 1956 г. — в архитектурной мастерской Министерства строительства СССР. 1956-1984 гг. — ведет научную работу в МHИИТЭП ГлавАПУ и Москвы. Автор многих теоретических трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и городской среде. Работы в метро:
светильники на станции «Таганская» (1950);
светильники на станции «Октябрьская» (1950, совм. с Л. Поляковым);
типовые светильники для подсобных помещений ряда станций московского метро.

АДОЛЬФ ИРБИТЕ
1910- 1983
Известный латвийский дизайнер радиоаппаратуры, книжный график, художник-проектировщик и создатель журнальной рекламы. Основные работы — дизайн радиоприемников, радиол, и магнитофонов С 1935 года — внешний вид всей радиоаппаратуры VEF. С 1960 года — внешний вид радиоаппаратуры ПО Radiotehnik.


АНДРЕЙ КРЮКОВ
1927-1997
График, художник шрифта. С начала 1960-х годов до конца 1980-х годов руководил Мастерской прикладной графики Московского союза художников. Работал как график-дизайнер в Мастерской прикладной графики Московского союза художников, во Внешторгиздате, в Торговой палате, в издательстве «Музыка», в фирме «Мелодия»

СВЕТЛАНА МИРЗОЯН
Родился в 1936 году
В 1959 г. закончила ЛВХПУ им. Мухиной и была направлена на работу в Ригу на завод РАФ, где работала до 1963 г. В 1963–1983 гг. работала в Рижском филиале Всесоюзного НИИ технической эстетики.
В 1971 г. окончила Межотраслевой институт повышения квалификации специалистов по художественному конструированию изделий и пром интерьеров, где затем преподавала. Член Союза художников СССР (1972), член Союза дизайнеров России.
Разработала более 160 изделий, из которых более 70 внедрены в производство. Среди них – первый микроавтобус РАФ, автопоезда РАФ и АППА-4, применяемый в настоящее время в аэропортах России и ближнего зарубежья. За время работы ею получены 42 свидетельства на промышленный образец. Преподает в СПГХПА им. А.Л. Штиглица курс дизайн-проектирования. Ею подготовлены программы и методические рекомендации по исследовательской практике для студентов. На Петербургской биеннале дизайна «Модулор», начиная с 1999 года её студенты получают золотые и серебряные дипломы в номинации «Промышленный дизайн».







ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru