ДИЗАЙН И СПОРТ

Выставка демонстрирует роль графического, промышленного и средового дизайна, а также дизайна костюма в формировании материальной культуры российского спорта XIX-XXI в.в.: от пропаганды здорового образа жизни - до создания индустрии спортивных развлечений и повышения международного престижа страны на соревнованиях и олимпиадах. На выставке будут представлены известные объекты дизайна, такие как спортивная форма, созданная по эскизам Любови Поповой, а также работы Густава Клуциса, Александра Дайнеки и многих других. 

В первой трети 20 века хорошая физическая  форма признавалась необходимым качеством как для строителей светлого будущего, так и для человека новой формации, о котором размышляли художники русского авангарда. Спортивный костюм был разновидностью прозодежды, придуманной авангардистами, а точнее - Варварой Степановой. Спортивные парады и спортсмены вдохновляли Александра Родченко на создание фотографий и коллажей, демонстрирующие новый тип человека и общества.

В 1930-х годах культ здорового тела и связанное с ним физкультурное движение были важной частью государственной идеологии, служили пропагандой коммунистического строя, поддерживали энтузиазм и оптимизм населения, несмотря на экономические трудности, которые переживала страна.Индустрия спорта в СССР не прекращала свое развитие и во времена тотального дефицита: являясь важной частью досуга советского человека, спорт был доступен миллионам граждан, а элементарный спортивный инвентарь был в каждом доме.

В послевоенное время в стране функционируют специализированные институты - проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений - Союзспортпроект. По всему Советскому союзу строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы.

С конца 1920-х годов в СССР проводятся спартакиады, ставшие альтернативой олимпийскому движению, в которое советские спортсмены включились лишь в 1951 году, когда был создан Олимпийский комитет СССР. Их главной целью была популяризация спорта и спортивного досуга в широких слоях населения. В подготовку первой Всесоюзной спартакиады 1928 года были вовлечены все ведущие художники и дизайнеры того времени. Вторая Всесоюзная спартакиада прошла в Москве уже после Второй мировой войны - в 1956-м году. Это событие преподносилось как подготовительный этап участия советских спортсменов в Олимпийских соревнованиях.

23 октября 1974 года на 75-й сессии Международного Олимпийского комитета (МОК), проходившей в Вене, Москва была избрана местом проведения будущих XXII летних игр. С этого момента началась активная подготовка к главному спортивному событию.

Эмблема к Олимпийским играм была создана Владимиром Арсентьевым - студентом Москов­ского выс­шего худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного учи­лища им. Строганова, а дорабатывалась преподавателями ВУЗа - В. Акоповым и В. Дьяконовым. Набор пиктограмм к Олимпиаде 1980 года был придуман молодым ленинградским спортсменом и художником Николаем Белковым. Олимпийский медведь по имени Миша, любимый всеми талисман летних игр, был создан художником-иллюстратором детских книг Виктором Чижиковым.

Начиная с периода перестройки,  из-за глобальных изменений в политической и экономической жизни страны, спорт и дизайн для спорта переживали заметный спад. 

ОЛИМПИАДА - 80

ФАКЕЛ

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня 1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство.

Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Б. Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд.

Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

СИСТЕМА ПИКТОГРАММ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДОВ СПОРТА

Дизайнер: Н. Белков

Двадцать рисунков спортивных пиктограмм создал выпускник Мухинского училища Николай Белков в качестве дипломной работы. Использованная в качестве основы знаменитая система пиктограмм, разработанная Отлом Айхером к Мюнхенской Олимпиаде 1978 года, была значительно доработана.

Уникальная пластичность образов достигается благодаря отказу в схеме проектирования от традиционных «жестких» углов 45 и 90 градусов в сторону более плавных и динамичных 30 и 60. Другой инновацией стало выстраивание взаимодействия фигура-фон, благодаря чему фигурки спортсменов органично вписываются в квадраты, составляя с ними единое целое. Такие пиктограммы не теряют своей цельности и вывороткой, и в контурном варианте.

СИСТЕМА ПИКТОГРАММ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ "ОЛИМПИАДА-80"

Дизайнеры: В. Акопов. М. Аникст, В. Дьяконов, А. Крюков. И. Тихомиров, Б. Трофимов, А. Шумилин.

Всего было разработано 239 знаков, помогающих иностранным гостям легко ориентироваться в городе. Знаки отличает высокое качество исполнения и продуманная трех-уровневая структура смысловых элементов. Создавая простую и функциональную систему в духе международного стиля, дизайнеры тем не менее смогли придать ей национальный колорит, через позитивный эмоциональный окрас с легкой долей юмора. Пиктограммы были высоко оценены мировым графическим сообществом, в том числе удостоились похвалы Отла Айхера и получили золотую медаль на биеннале прикладной графики (Брно, 1982).

ЛОГОТИП ОЛИМПИАДЫ-80

Дизайнер: В. Арсентьев (оспаривался Н.Никитиным), доработан В. Акоповым и В.Дьяконовым

Оргкомитет «Олимпиады-80» объявил конкурс на разработку эмблемы в 1975 году. 8,5 тысяч авторов со всего мира прислали свои предложения - более 26 тысяч эскизов. В итоге был выбран вариант студента Строгановского училища В. Арсентьева, профессионально доработанный В.Акоповым и В.Дьяконовым: пять колец, переплетенных в основании, и устремленные вверх линии со звездой наверху, которые символизировали беговые дорожки и напоминали очертаниями архитектуру московских высоток.


ОЛИМПИЙСКИЙ ТАЛИСМАН "МИШКА" 

Дизайнер: В. Чижиков

Выбрать медведя в качестве талисмана олимпиады было решено по результатам опроса зрителей телепрограммы "В мире животных" (1977). Конкурс рисунков, который объявил Олимпийский комитет, не принес результатов, поэтому было решено обратиться к художникам детской книги. Автором знаменитого «Мишки» стал иллюстратор Виктор Чижиков. Он придумал образ сильного, но добродушного и гостеприимного медвежонка, и выполнил его в эмоциональной живописной манере с русским национальным колоритом. Впервые талисман Олимпийских игр был повернут к зрителю анфас. Найденный образ "Мишки" дорабатывался другими дизайнерами для создания на его основе как плоской двухцветной, так и реальной объемной модели. К примеру, художник Евгений Мигунов выполнил серию иллюстраций, изображавших "Мишку" в разных спортивных позах.

СПОРТИВНАЯ ФОРМА

Спортивную форму для советской команды делала знаменитая немецкая фирма "Адидас". Однако партийное руководство запретило наносить на костюмы атлетов лейблы капиталистической компании. В итоге вместо традиционных трех полосок на лампасах ограничились одной красной. А в оформлении кроссовок стороны достигли компромисса: по бокам три полоски сохранились, но по расположению они напоминали букву "М", подчеркивая, что Олимпиада проходит в Москве. И хотя название фирмы не фигурировало на олимпийской одежде, "Адидас" стал пользоваться в стране бешеной популярностью.

ВИКТОР ЧИЖИКОВ

Родился в 1935 года


Виктор Чижиков является автором образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Является многолетним иллюстратором журнала Вокруг света.
С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 — в "Веселых картинках", с 1958 — в "Мурзилке", с 1959 — в "Вокруг света".и других периодических изданиях.
С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др. Член Союза журналистов РФ с 1960 года. Член Союза художников РФ с 1968 года.
Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года. Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр — медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).
Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.),
Народный художник России.
 

НИКОЛАЙ СЛЕСАРЕВ 

1946-2007


Известный отечественный дизайнер, занимавшийся изготовлением приборов подводной радиосвязи. Побочно Слесарев разрабатывал десятки проектов аудиотехники высшего класса, выполнял заказы для ведущих предприятий со всех концов Советского Союза. К его творениям относятся проигрыватели «Бриг», «Корвет», проект электрофона «Фрегат». Футуристичный проект электрофона с корпусом из прозрачного плексигласа и с ножками из полированной стали забраковало высшее руководство, зато аппаратура серии «Бриг» до сих пор популярна среди ценителей аудиотехники.

ВАЛЕРИЙ АКОПОВ 

Родился в 1938 году.


С 1958 по 1993 гг. работал художником в «Мастерской Графического дизайна» при Московском Союзе Художников, долгие годы возглавлял художественный совет этой организации.
Член Союза Художников СССР с 1967, Союза дизайнеров России с 1991 года. Член Академии Графического дизайна с 1992 и первый ее президент с 1992 по 1995 гг.
С 1960 года участник многих выставок, проводимых в стране и за рубежом. Член жюри международных и национальных выставок-конкурсов по графическому дизайну(1982 г.  выставки-конкурса графического дизайна Венгрии г. Бекеш-Чаба; международной выставки плаката «Вильнюс'88»; в 1988 и 1990 гг. ; международной выставки графического дизайна «ART DIRECTOR CLUB», Нью-Йорк; 1989 - Биенале плаката в Варшаве; 1998 -Биенале плаката «Золотая пчела», Москва;  2000 г. - председатель жюри второй всероссийской выставки «Знак 2000», Санкт-Петербург; в 2005 г. председатель жюри выставки-конкуса «Дизайн в фотографии», Иркутск.)
С 1993 г. является арт-директором студии графического дизайна «Акопов: Дизайн и Реклама».
Профессор кафедры Коммуникативного дизайна Московского Государственного Художественно-промышленого Университета имени графа С. Г. Строганова и преподаватель Высшей академической школы графического дизайна. Лауреат Государственной премии России, Заслуженный художник России.

АЛЕКСАНДР ДАЙНЕКА 

1899-1969


Важное место в творчестве Дейнеки занимают монументально-декоративные работы — он оформлял росписями и панно ВСХВ (1938—1939), ЦТСА (1940), павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), главное здание МГУ (1951—1953), Дворец съездов в Кремле (ныне Государственный Кремлёвский Дворец; 1960—1961). Живописная манера художника отличается скульптурной обобщенностью графической формы и стремительностью линий.

ПЕТР КАРАЧЕНЦЕВ 

1907-1998


Автор агитационных плакатов на актуальные темы своего времени — антибуржуазные, антирелигиозные, антифашистские; плакаты на темы социалистического труда и спорта. Иллюстрирует и оформляет книги для Воениздата, издательств «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Правда» и других. Работает в станковой графике. С 1944 работает в Студии военных художников имени М. Грекова. 1940—1950-е — рисует почтовые марки и маркированные конверты. В 1967 — Заслуженный художник РСФСР. Более двадцати лет Пётр Яковлевич был постоянным сотрудником «Огонька», в 50-е — 70-е годы без его иллюстраций не выходил ни один номер журнала. Его карандашу принадлежат иллюстрации ко многим детским книжкам.

НИКОЛАЙ БЕЛКОВ

1950 – 1996


Мастер спорта и многократный чемпион Ленинграда по пятиборью. Окончил ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. Дипломной работой стала разработанная им система пиктограмм для всех Олимпийских видов спорта к Олимпиаде 1980 в Москве, которые и стали официальными пиктограммами этих Игр. Схематичные изображения видов спорта использовали на Олимпиадах в Лондоне, Токио, Мюнхене, Монреале. Постоянный участник выставок ЛОСХ, всероссийских, всесоюзных; международных выставок и Биеннале плаката. Награжден медалью «За трудовое отличие»

ВЛАДИМИР ПИРОЖКОВ

Родился в 1968


С 1994 года работал в компании Citroën.  С 2000 года-старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце, участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis и концепт-каров MTRC и UUV. С февраля 2005 года — почётный член Российской академии художеств. С 2007 года работает в России, создал здесь мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА дизайн» (является его президентом). Одним из первых проектов новой студии стала разработка официальной раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 компании «Гражданские самолёты Сухого». Дизайнерской командой под руководством Владимира Пирожкова и Андрея Водяника разработан дизайн факелов Эстафет Олимпийского и Параолимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
http://pirojkov.com

ИГОРЬ ГУРОВИЧ

Родился в 1967


Культовый российский художник-график и дизайнер. В наибольшей степени известен своими плакатными работами. Лауреат множества престижных премий в области дизайна и графики. Сооснователь и один из руководителей Ostengruppe и Zoloto. Среди них многочисленные премии Московского международного фестиваля рекламы. В 2007 году был избран академиком Академии графического дизайна. В июле 2011 года вошел в состав совета при президенте РФ по культуре и искусству.

ОЛЕГ САВОСТЮК

Родился в 1927


Художник-плакатист, Действительный член Российской Академии художеств, Народный художник России, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова. Работает в соавторстве с  Борисом Успенским. Автор политических и культурно-зрелищных плакатов. 1960—1980-е. Работает, в основном, в театральном плакате. Создаёт театральные афиши к балетным спектаклям Большого театра; создаёт фирменый стиль рекламы Большого театра, Сотрудничает с издательствами «Изогиз», «Советский художник», «Советская Россия», «Плакат» и др. В 1968. Оформляет интерьер международной выставки Биеннале плаката в Варшаве.".Действительный член Российской Академии художеств, Почетный президент АIAР (ЮНЕСКО)

МИХАИЛ АВВАКУМОВ

 Родился в 1938

 
Работает в общественно-политическом и рекламном плакате, уделяет особое внимание выставочной афише. С начала 70-х годов участвует во всех крупнейших художественных выставках, в том числе всесоюзных и международных. Лауреат второй и третьей премий Международного конкурса «Плакат Олимпиады-80» в Москве (1979). Основные произведения: «Н. Рерих» (1975), «Советские художники — людям труда» (1979), «Спорт. Мир. Дружба» (1979), серия «Добро пожаловать! Москва. Олимпиада. 1980» (совместно с О. Волковой) (1979) и др.

Загрузка плеера



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru