Выставка демонстрирует роль графического, промышленного и средового дизайна, а также дизайна костюма в формировании материальной культуры российского спорта XIX-XXI в.в.: от пропаганды здорового образа жизни - до создания индустрии спортивных развлечений и повышения международного престижа страны на соревнованиях и олимпиадах. На выставке будут представлены известные объекты дизайна, такие как спортивная форма, созданная по эскизам Любови Поповой, а также работы Густава Клуциса, Александра Дайнеки и многих других.
В первой трети 20 века хорошая физическая форма признавалась необходимым качеством как для строителей светлого будущего, так и для человека новой формации, о котором размышляли художники русского авангарда. Спортивный костюм был разновидностью прозодежды, придуманной авангардистами, а точнее - Варварой Степановой. Спортивные парады и спортсмены вдохновляли Александра Родченко на создание фотографий и коллажей, демонстрирующие новый тип человека и общества.
В 1930-х годах культ здорового тела и связанное с ним физкультурное движение были важной частью государственной идеологии, служили пропагандой коммунистического строя, поддерживали энтузиазм и оптимизм населения, несмотря на экономические трудности, которые переживала страна.Индустрия спорта в СССР не прекращала свое развитие и во времена тотального дефицита: являясь важной частью досуга советского человека, спорт был доступен миллионам граждан, а элементарный спортивный инвентарь был в каждом доме.
В послевоенное время в стране функционируют специализированные институты - проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений - Союзспортпроект. По всему Советскому союзу строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы.
С конца 1920-х годов в СССР проводятся спартакиады, ставшие альтернативой олимпийскому движению, в которое советские спортсмены включились лишь в 1951 году, когда был создан Олимпийский комитет СССР. Их главной целью была популяризация спорта и спортивного досуга в широких слоях населения. В подготовку первой Всесоюзной спартакиады 1928 года были вовлечены все ведущие художники и дизайнеры того времени. Вторая Всесоюзная спартакиада прошла в Москве уже после Второй мировой войны - в 1956-м году. Это событие преподносилось как подготовительный этап участия советских спортсменов в Олимпийских соревнованиях.
23 октября 1974 года на 75-й сессии Международного Олимпийского комитета (МОК), проходившей в Вене, Москва была избрана местом проведения будущих XXII летних игр. С этого момента началась активная подготовка к главному спортивному событию.
Эмблема к Олимпийским играм была создана Владимиром Арсентьевым - студентом Московского высшего художественно-промышленного училища им. Строганова, а дорабатывалась преподавателями ВУЗа - В. Акоповым и В. Дьяконовым. Набор пиктограмм к Олимпиаде 1980 года был придуман молодым ленинградским спортсменом и художником Николаем Белковым. Олимпийский медведь по имени Миша, любимый всеми талисман летних игр, был создан художником-иллюстратором детских книг Виктором Чижиковым.
Начиная с периода перестройки, из-за глобальных изменений в политической и экономической жизни страны, спорт и дизайн для спорта переживали заметный спад.
ФАКЕЛ
Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня 1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство.
Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Б. Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд.
Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.
СИСТЕМА ПИКТОГРАММ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДОВ СПОРТА
Дизайнер: Н. Белков
Двадцать рисунков спортивных пиктограмм создал выпускник Мухинского училища Николай Белков в качестве дипломной работы. Использованная в качестве основы знаменитая система пиктограмм, разработанная Отлом Айхером к Мюнхенской Олимпиаде 1978 года, была значительно доработана.
Уникальная пластичность образов достигается благодаря отказу в схеме проектирования от традиционных «жестких» углов 45 и 90 градусов в сторону более плавных и динамичных 30 и 60. Другой инновацией стало выстраивание взаимодействия фигура-фон, благодаря чему фигурки спортсменов органично вписываются в квадраты, составляя с ними единое целое. Такие пиктограммы не теряют своей цельности и вывороткой, и в контурном варианте.
СИСТЕМА ПИКТОГРАММ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ "ОЛИМПИАДА-80"
Дизайнеры: В. Акопов. М. Аникст, В. Дьяконов, А. Крюков. И. Тихомиров, Б. Трофимов, А. Шумилин.
Всего было разработано 239 знаков, помогающих иностранным гостям легко ориентироваться в городе. Знаки отличает высокое качество исполнения и продуманная трех-уровневая структура смысловых элементов. Создавая простую и функциональную систему в духе международного стиля, дизайнеры тем не менее смогли придать ей национальный колорит, через позитивный эмоциональный окрас с легкой долей юмора. Пиктограммы были высоко оценены мировым графическим сообществом, в том числе удостоились похвалы Отла Айхера и получили золотую медаль на биеннале прикладной графики (Брно, 1982).
ЛОГОТИП ОЛИМПИАДЫ-80
Дизайнер: В. Арсентьев (оспаривался Н.Никитиным), доработан В. Акоповым и В.Дьяконовым
Оргкомитет «Олимпиады-80» объявил конкурс на разработку эмблемы в 1975 году. 8,5 тысяч авторов со всего мира прислали свои предложения - более 26 тысяч эскизов. В итоге был выбран вариант студента Строгановского училища В. Арсентьева, профессионально доработанный В.Акоповым и В.Дьяконовым: пять колец, переплетенных в основании, и устремленные вверх линии со звездой наверху, которые символизировали беговые дорожки и напоминали очертаниями архитектуру московских высоток.
ОЛИМПИЙСКИЙ ТАЛИСМАН "МИШКА"
Дизайнер: В. Чижиков
Выбрать медведя в качестве талисмана олимпиады было решено по результатам опроса зрителей телепрограммы "В мире животных" (1977). Конкурс рисунков, который объявил Олимпийский комитет, не принес результатов, поэтому было решено обратиться к художникам детской книги. Автором знаменитого «Мишки» стал иллюстратор Виктор Чижиков. Он придумал образ сильного, но добродушного и гостеприимного медвежонка, и выполнил его в эмоциональной живописной манере с русским национальным колоритом. Впервые талисман Олимпийских игр был повернут к зрителю анфас. Найденный образ "Мишки" дорабатывался другими дизайнерами для создания на его основе как плоской двухцветной, так и реальной объемной модели. К примеру, художник Евгений Мигунов выполнил серию иллюстраций, изображавших "Мишку" в разных спортивных позах.
СПОРТИВНАЯ ФОРМА
Спортивную форму для советской команды делала знаменитая немецкая фирма "Адидас". Однако партийное руководство запретило наносить на костюмы атлетов лейблы капиталистической компании. В итоге вместо традиционных трех полосок на лампасах ограничились одной красной. А в оформлении кроссовок стороны достигли компромисса: по бокам три полоски сохранились, но по расположению они напоминали букву "М", подчеркивая, что Олимпиада проходит в Москве. И хотя название фирмы не фигурировало на олимпийской одежде, "Адидас" стал пользоваться в стране бешеной популярностью.
|